Смоленская икона Божией Матери Одигитрия

Смоленская икона Божьей Матери Одигитрия

Смоленская икона Божьей Матери Одигитрия

Смоленская икона Божьей Матери Одигитрия

Век:XVI

Место создания: Россия

Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Размер: 133 х 98 см

Поясное изображение Богоматери со Спасителем на левой руке, лик Богоматери слегка развернут в сторону Сына, Спаситель изображен прямолично. Все линии иконы проложены по графье. Повторяет схему древней, 12 века (?) чудотворной иконы из Смоленска «Богоматерь Смоленская», особенностью которой является прямоличное положение фигур Богоматери и Спасителя. Иконография Смоленской Богоматери получила с 15 века распространение в московском искусстве, особенно после присоединения Смоленска к Московскому государству в 1514 году.

«Богоматерь Одигитрия» основными чертами стиля — цельностью силуэта, масштабностью, величием образа — связана с московской культурой. Однако определенные черты ее живописи восходят к тверской художественной традиции. Колорит иконы, несколько высветленный, с противопоставлением холодных и теплых тонов характерен для тверской живописи. Конструктивность графических элементов живописи, как и пластическая выразительность контурного рисунка также являются качествами тверской художественной культуры. Естественные пропорции фигуры Богоматери с несколько расширенными плечами, тип Ее лика с округлым подбородком и щеками, крупными глазами пластично написанными нижними веками сходны с типологией лика и пропорций фигуры Богоматери в тверских произведениях 15 и первой половины 16 века. Например: «Одигитрия» из с. Васильевское первой четверти 15 в.; «Богоматерь Одигитрия» второй четверти 16 в. из села Дрюцкое. Тип лика Спасителя на описываемой иконе схож с Его изображениями из сел Васильевское и Дрюцкое; близки во всех трех иконах поза Спасителя и расположение складок Его одеяния.

Сохраните в закладках ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *