Православная иконография Богоматери — совокупность типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения. Внешний вид Богородицы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста, монаха Епифания и др. Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды — на голове и плечах. Надпись на иконе даётся по традиции в греческом сокращении ΜΗΡ ΘΥ или ΜΡ ΘΥ (Матерь Божья).
Иконы Богородицы призваны раскрывать всю Богородичную догматику христианства. Первые иконы Божией Матери предание приписывает евангелисту Луке. Древнейшие дошедшие до нас изображения Богородицы обнаружены в римских катакомбах и относятся исследователями ко II и III вв. Мария представлена чаще всего сидящей с Младенцем Христом на руках (обычно в сценах поклонения волхвов), либо в позе Оранты.
Образ Богородицы, сидящей на троне, с Младенцем на руках часто встречается в Византии, в русской иконографии он известен по древней Свенской (Печерской) иконе, приписываемой первому русскому иконописцу Алипию, и новой Державной, появившейся в 1917 году. Именно к иконографии Богородицы на троне некоторые исследователи возводят один из самых распространённых типов изображения — Одигитрию.
Иконы Богоматери ещё одного распространённого иконографического типа — Елеусы (Умиления), — вероятно, не встречаются ранее X века, но становятся особенно популярными в поздневизантийской и древнерусской иконописи. Схема Богоматери Оранты нашла развитие в системе росписи храма, а в иконописи известна в самостоятельных иконах под названием Знамение либо в сложных многофигурных композициях.
Наряду с Одигитрией выделяют похожий тип икон Богородицы Панахранта, что значит «Всемилостивая». Этому типу характерно изображение Богоматери на престоле с Богомладенцем на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери. Ещё один тип изображения Богородицы самостоятельно используется ещё реже: это так называемая «Деисусная» икона, представляющая Богородицу без Младенца в молитвенной позе и входящую в состав деисусных композиций. Одиночные иконы Богородицы данного типа (как и сам тип у некоторых исследователей) именуется Агиосоритисса. Кроме этого известно множество композиций, основанных на богослужебных текстах и песнопениях, иногда объединяемые под общим именованием «акафистные иконы». Помимо икон Богородицы к Её иконографии относят иконы Богородичных праздников.
В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 860 наименований её икон. Для большинства икон установлены отдельные дни празднования, им написаны молитвы, тропари, кондаки иногда акафисты.
Почитаемые богородичные иконы
- Абалакская (Абалацкая, «Знамение» Абалацкая)
- Августовская
- Агиосоритисса
- Акафистная
- Акафистная Хиландарская
- Албазинская (Слово плоть бысть), Албазинская («Знамение»)
- Александрийская
- Андрониковская
- Арапетская (Аравийская)
- Арматийская
- Ахтырская
- Ацкурская
- Балыкинская
- Барловская (Блаженное чрево)
- Барская
- Бугабашская
- Бахчисарайская
- Белыничская
- Беседная
- Благовещение (Киевское)
- Благовещение (Московское)
- Благовещение (Устюжское)
- Благодатное Небо
- Боголюбская
- Богородско-Уфимская
- Борколабовская
- В скорбех и печалех Утешение
- Валанасская
- Ватопедская
- Вертоград заключенный
- Взыграние Младенца
- Взыскание погибших
- Виленская
- Владимирская
- Влахернская (Влахернетисса)
- Волоколамская
- Всех Скорбящих Радость
- Всех скорбящих Радость с грошиками
- Всецарица
- Галичская
- Гербовецкая
- Геронтисса
- Гора Нерукосечная
- Гребневская
- Греческая Андроникова
- Грузинская
- Дамасская
- Дегтярёвская
- Далматская
- Державная
- Донская
- Достойно есть
- Дубенская Красногорская
- Елецкая
- Елеуса
- Живоносный Источник
- Жировицкая
- Заступница
- Знамение
- Иверская
- Игоревская
- Иерусалимская
- Избавление от бед страждущих
- Казанская
- Калужская
- Касперовская
- Киево-Печерская (Успение)
- Козельщанская
- Колочская
- Коневская
- Корсунская
- Купятицкая
- Курско-Коренная
- Лиддская
- Максимовская
- Милостивая
- Млекопитательница
- Молдаванская
- Молдавская
- Моневмасийская
- Молченская
- Монреальская Иверская
- Муромская
- Неопалимая Купина
- Нерушимая Стена
- Неувядаемый Цвет (Благоуханный Цвет)
- Неупиваемая Чаша
- Неустанная Помощь
- Нечаянная Радость
- Никопея
- О Тебе радуется
- Огневидная
- Одигитрия
- Озерянская
- Оранта
- Остробрамская
- Параклесис
- Песчанская
- Петровская
- Печерская-Свенская
- Пименовская
- Писидийская (Писийская)
- Подкубенская
- Поможение родам
- Порт-Артурская
- Почаевская
- Прибавление ума
- Призри на смирение
- Психосострия (Психосостра)
- Равенсбрюкская
- Сайданайская
- Свенская
- Святогорская
- Свято-Крестовская
- Святорачица
- Седмиезерная
- Семистрельная
- Скоропослушница
- Смоленская
- Спорительница хлебов
- Споручница грешных
- Старорусская
- Страстная
- Тихвинская
- Толгская
- Торопецкая
- Троеручица
- Тучная Гора
- Умиление
- «Умиление» Псково-Печерская
- Умягчение злых сердец
- «Утоли Моя Печали»
- Феодоровская
- Филермская
- Халкопратийская
- Холмская
- Целительница
- Ченстоховская
- Экономисса
- Ярославская
- Ярославская (Печерская)
- Яхромская
Статья подготовлена по материалам источников: Википедия, Share Alike 3.0 Unported
Фотографии и изображения в порядке появления: anonimous, Public Domain; неизвестен, Public Domain; неизвестен, Public Domain; Дионисий, Public Domain; неизвестен, Public Domain; неизвестен, Public Domain